вторник, 19 марта 2013 г.

Полеты во сне и наяву



Давным-давно зашел у меня на блоге разговор с коллегой о том, что в наше время без дирижабля не обойтись. Поговорили-поговорили и разошлись, но мысль об этом не покидала меня до сих пор. В самом деле, разве может обойтись современный человек без знания о том, как выбрать дирижабль? И вот, наконец, пост созрел и даже дал напечатать себя. Танюшка, приглашаю!



И снится нам не рокот космодрома...

Что есть двигатель прогресса? Конечно, можно вспомнить институтский курс философии, и выдать на-гора какое-нибудь витиеватое определение очередного древнегреческого бочкосидельца. Можно взять трехпудовый томик Большой Советской энциклопедии, если вы, конечно, на заре перестройки в кооперативе по приемке макулатуры его не обменяли на два куска мыла и томик Дж. Хедли Чейза в мягком переплете. Если не брать во внимание вышеперечисленные «авторитетные» источники, можно уверенно сказать, что главный двигатель прогресса - это лень и зависть.


С давних времен люди с интересом смотрели в небо и наблюдали за полетом птиц. Думаете, они мечтали покорить этот безбрежный воздушный океан, преследуя какие-то возвышенные цели? Нет, им просто было лень передвигаться ножками по бренной земле, да и зависть брала, что какой-то безмозглый пернатый кусок шашлыка умеет то, что не дано венцу Природы - Человеку. Грела душу людей мысль с высоты птичьего полета нагадить на головы окружающим. Мастерски пикируя между брошенными томагавками, человек мечтал, грациозно помахивая волосатыми руками, высказать об окружающих все наболевшее и безнаказанно смыться. Сначала этот трюк проделали хитрые китайцы в начале XIV века, запустив первый воздушный шар в честь вхождения на престол очередного императора. Британские ученые полагают, что ввиду тогдашней нестабильной геополитической обстановки в стране и мире горе-правитель таким образом предполагал удрать от возможной нежелательной встречи с собственным народом в спонтанно случившейся неформальной обстановке. Чем все закончилось, история умалчивает, но это время можно считать начальной точкой развития воздухоплавания, а вместе с ним и дирижаблей.


Перенесемся в начало XIX века в просвещенную Европу. Теоретик от циферок с простым французским именем Жан Батист Мари Шарль Мёнье набросал эскизик дирижабля, каким его сейчас мы и представляем. Так как машины с паровой тягой были тогда еще в диковинку, добрый аристократ использовал опыт двигательной силы на рабовладельческих галерах - «махать крылами» должны были аж 80 специально обученных «пилотов». Маленькая неурядица перечеркивала на корню сей гениальный план – за время полета «экипаж» мог выйти в туалет, и чудо инженерной мысли могло приземлиться на шпиль дома какого-нибудь бургомистра, что было бы чревато для изобретателя.


Спас щекотливое положение соотечественник доброго математика Анри Жиффар. Понимая, что человек больше всего прогнозируем на столе патологоанатома, мудрый француз заменил воздухогребцов паровой машиной. Эта гениальная идея позволила совершить первый полет 24 сентября 1852 года. А 19 октября 1901 года Альберто Сантос-Дюмон, после того, как его не пустили на фейс-контроле в ресторан на Эйфелеву башню, привинтил на дирижабль двигатель внутреннего сгорания, и с лихим видом облетел памятник человеческого тщеславия, заглядывая в тарелки удивленных посетителей ресторана, поедающих лягушачьи лапки. Эта дата и положила начало нещадной эксплуатации дирижаблей в различных сферах жизнедеятельности человека.

Итак, если бы вы хотели порадовать бабушку в день ее 90-летия, и дать ей вспомнить молодость, на какой модели дирижабля стоило бы остановиться?


Если выбирать летательный аппарат на перспективу, стоит обратить внимание на дирижабль с жесткой конструкцией. Такой монстрик, оснащенный металлическим каркасом, может легко забросить на пикничок у озера всю гоп-компанию друзей. Даже при наличии трех галлонов пива на борту. Ведь максимальный размер оболочки таких дирижаблей достигал почти четверть километра, а объем - 200 тыс. м³. На таком аппарате можно не бояться, что вас, как ненужный балласт, скинут при аварийной потере высоты, что не дает потерять веру в человечество, а это дорогого стоит. Именно этим типам дирижаблей принадлежат почти все известные рекорды в области воздухоплавания. Некоторые учившиеся в школе могут припомнить, что такие дирижабли еще называли «цеппелинами» в честь известного немецкого изобретателя графа фон Цеппелина. Так вот, дорогие дети, это то же самое, что на любой струнно-клавишный музыкальный инструмент говорить «пианино».

Если вы проживаете в «хрущевке», а на ваш гараж-ракушку во дворе позарился злодей-застройщик, ваш выбор - это дирижабль полужесткой конструкции. Основу его составлял киль - металлическая ферма, которая препятствовала деформации оболочки, и вместе с тем служила основой для общей жесткости конструкции. Внешняя форма таких дирижаблей поддерживалась благодаря постоянному нагнетанию в корпус летательного аппарата больших объемов теплого воздуха. Такой дирижабль вы можете «прилунить» к антенне на крыше, что может служить также и бюджетным противоугонным средством. Если вдруг ваша любимая «Кармелита» на экране телевизора начинает рябить, значит аппарат улетел вместе с антенной, и вам немедленно необходимо звонить Бетмену для организации погони.


Про следующий тип летательных аппаратов «реальным пацанам» и читать как-то стыдно, так что сделайте вид, что вы с негодованием пропустили этот абзац, если читаете не одни, а затем внимательно присмотритесь к мягким дирижаблям. Как ясно из названия, этот аппарат лишен каркаса, что позволяет уместить его в рюкзак и бросить на полку до следующего удобного случая. Матерчатая оболочка дирижабля в данном случае служила еще и оболочкой для газа. На таких аппаратах хитрые вояки под покровом ночи любили проникать в стан противника с подглядывательно-разведывательными целями, а ушлые рекламщики вешали баннеры-растяжки с текстом а-ля «пейте, дети, молоко - туалет недалеко», ну и дальше адрес-телефон вожделенного заведения. Для вас же каждый полет в дирижабле такого типа часто может закончиться сюрпризом - не всегда доподлинно известно, вернетесь вы на землю или нет. Даже небольшой порыв ветра мог унести вас в самые неожиданные места, так что этот тип летательных аппаратов можно рекомендовать любителям экстрима.


Так что, мои дорогие «двигатели прогресса», следите за рекламой. Возможно, мы еще не успеем стать бабушками и дедушками, когда в наш сверхзвуковой поток жизни вернется это незаслуженно забытое изобретение человечества - дирижабль. А пока привыкайте внимательно следить за рябью на экране телевизора, навыки пригодятся при погоне за кровно заработанным дирижаблем.


24 комментария:

  1. Еще вчерась пытался вникнуть в проблему выбора дирижабля. Но, поскольку из-за моего плеча в текст заглядывала мадемуазель, сделал вид, что я таки пацан реальный и гордо захлопнул ноутбук.
    Сейчас, пока мадемуазель все еще пребывает в объятиях Морфея, тайком включил ноут и взахлеб читаю про мягкий дирижабль. Хотицца! Желаю держать этакое устройство в рюкзаке и, подобно Амуру (или Карлсону), подлетать к нужным балконам и...

    Ой! Она проснулась!
    До связи!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дирижабль или барышня? Барышня или дирижабль? Куда тому Гамлету! ;)

      Удалить
  2. Блин, я бы, конечно, полетала, но страааашно. Я и спарашютом боюсь прыгать, где уж мне в дириблю залазить? Лучше я пешком, мне не лень :)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так это как на самолете, только гораздо лучше! :)

      Удалить
  3. Даёшь старый добрый лед зеппелин!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Супер!!! Завтра же иду покупать дерижабль. Обязательно воспользуюсь авторскими напутствиями к сему нелегкому делу....

    ОтветитьУдалить
  5. Таня, этот пост прямо спасение для меня. Мы тут закупили дачу, но не продумали пути подступа к этой укрепленному сооружению. Понадеялись, что я научусь машину водить)) Но так как этого не произошло, а автобусы до нашей дачи так и не пустили, то дирижабль - это просто единственный выход! Я пожалуй остановлюсь на жесткой конструкции: все-таки картошку и морковку придется по воздуху перевозить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вот (щасливо улыбаюсь), хоть какая-то польза! Рада, что пригодилось :-)

      Удалить
  6. :) Вспомнился старый глупый анекдот.
    Как-то раз спрашивает рядовой прапорщика:
    - Товарищ прапорщик, как правильно писать - "дирижвабль" или "дирижвубль"?
    - "Дирижбамбель"! В энциклопии смотреть надо!
    А вообще, даже не знала, что они такие бывают. Я все по-старинке, стереотипами мыслю:(((

    ОтветитьУдалить
  7. Ну нет ничего романтического в дирижаблях - шумят как старый разбитый запорожец :)
    У меня один такой повадился в выходные прилетать с утра пораньше. Чем бы таким его сбить ? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вот можно с Таней скооперироваться (см. выше) и швыряться картошкой и морковкой )))

      Удалить
  8. Люблю твердую землю, поэтому не летаю и не плаваю =). А вообще, ради опыта - было бы интересно попробовать полетать, но сомневаюсь что целенаправленно буду такую возможность искать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно тогда поездом, чтобы увидеть побольше :-)

      Удалить
  9. Не думаю, что стоит бабушку радовать полетом на дирижабле ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вдруг это продвинутая бабушка, которая с 1930 года только и мечтает о полете? ;-)

      Удалить
  10. Моя дочка прыгала с парашютом! Говорит страшно сначала, а потом классно становится.Полеты наяву)

    ОтветитьУдалить
  11. Дирижабли у нас не водются, а вот на воздушном шаре можно полетать. Но я всё равно пас, я бы ни в жисть не согласилась. Если летать, то на самолёте)

    ОтветитьУдалить
  12. Не, я лучше поныряю с аквалангом, чем в дирижбандель ентот полезу)) Тожить страшно, но тут хоть какая-то надежда есть, что выплывешь, а там жеть жесть - крыльля ни отрастут...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Та ну, то до первово раза страшно, а потом тебя из дирижбанделя ентово и не вытасчишь, я знаю! )))

      Удалить