среда, 6 июня 2012 г.

Мой Жванецкий


   Написать что-нибудь о Жванецком, о котором уже все написано, неимоверно трудно. Собственно говоря, так же трудно, как и про Одессу.
Про нее тоже уже все написано, переписано миллион раз и выдано общенародное резюме: «Одесса уже не та!» Жванецкий тоже уже не тот, однако почти 50 лет удивляет, очаровывает и восхищает не только одесситов, но и другие народы мира (которые каким-то образом умудряются понимать своеобразие одесского юмора). Впервые я услышала классика где-то году в 1975, будучи ученицей 2-го класса средней школы социалистического пошиба в провинциальном украинском городке.


   Это была миниатюра «Кассир», которую по центральному телевидению исполняли Карцев и Ильченко. Тогда я еще не знала, что ее текст написал Жванецкий, бывший в ту пору неизвестным для большинства. Конечно, многое я тогда не понимала, но глядя на хохочущих родителей, смеялась вместе с ними. А осознанно слушать и наслаждаться выступлениями талантливого сатирика начала после двадцати, когда слово «еврей» перестало носить абстрактное название национальности и открыло свой трагический и смешной подтекст. Михал Михалыч стал тайной любовью, которую нужно было тщательно беречь от антисемитов.


   Главной особенностью одесского юмора является способность умопомрачительно смешно представить совершенно будничные ситуации: приготовление еды, закупка продуктов, встреча друзей или подруг. Жванецкий уловил эту особенность и развил ее, отточив до кинжальной остроты. Даже если он рассказывает о похоронах, в его рассказе бурлит любовь к жизни, что само по себе радостно. Умение расставлять слова по местам дается свыше, от Бога и это заметно в каждой произнесенной строчке, в каждой сделанной паузе. И уже не важно, что говорится, важно - как. Потому у почетного  гражданина Одессы всегда аншлаг.     

   Нет темы, которую бы юморист не раскрыл, начиная от А («Алкоголь и будущее») до Я («Женский язык»). И не просто раскрыл, а раскурочил до самого последнего листика, попадая как в яблочко, в сердце каждого внимающего его - то неторопливой, то стремительной - речи. В разные периоды истории шутки писателя были веселыми, потом становились грустными, потом снова веселыми. Но всегда он оставался самим собой, не теряя свой внутренний стержень и не стремясь уехать куда-то, где лучше. А оставаться самим собой вопреки всем жизненным перипетиям на протяжении полувека, согласитесь, не каждому удается.


   К очередной «Юморине» 1 апреля 1998 года на Ланжероновской 2 открыт памятник Михаилу Жванецкому (скульптор Владимир Трасков). Сам классик, удостоенный монумента при жизни, назвал скульптуру «Ты одессит, Мишка!». А в 2009 году одесский бульвар Искусств высочайшим решением горсовета от 5 апреля был переименован в бульвар Жванецкого. Естественно, «виновник» со товарищи побывали на этом бульваре и даже, по собственному признанию мэтра Познеру, тайно распивали водку на одной из лавочек в честь сего знаменательного события. Прочие награды и почетное членство я опущу по причине их многочисленности...


   Через два года Жванецкому исполнится 80 лет. Он по-прежнему бодр, обаятелен, энергичен. Выходя на сцену, он по-прежнему читает с почерканного листа, пьет воду, жестикулирует и выдерживает паузы. Он берет слова, как бриллианты, осматривает их со всех сторон, любуется сверкающими на солнце гранями. И его публика (зрители и слушатели одновременно) любуется сверканием этих слов вместе с ним. И какие бы политические или природные катаклизмы не наступали в нашей жизни, он - неизменным дежурным по стране - рядом с нами. Потому что политики приходят и уходят, а Жванецкий остается навсегда.

Жванецкий Михаил Михайлович (родился 6. 03.1934 в Одессе)

   Спасибо за внимание!       

27 комментариев:

  1. Знаешь, мне повезло здорово. Я училась в хорошем институте. Хоть нашего ректора было принято ругать, что он самодур, но теперь я понимаю, что у нас было всё. В частности - "закрытые", только для студентов и преподов, выступления Абдулова, Иванова, Жванецкого. Когда они читали и говорили то, что не могли прочесть и сказать по телевизору, общались с нами, отвечали на вопросы. На тогдашнем концерте Жванецкого я... упала с кресла (в прямом смысле слова) - и стукнулась лбом о спинку впередистоящего. А на моей Карине потекла суперстойкая индийская сурьма - через всё лицо чёрными полосами. Он тогда "Рассказ подрывника" читал, как сейчас помню.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, многое только юмористы и сатирики могли безнаказанно сказать...

      Удалить
    2. ничего себе! Лада, ты живой музей! (в смысле не возраста, а экспонатов и впечатлений!)

      Удалить
    3. Да, Zoja, такая она - наша Ладоша! :-)

      Удалить
  2. От меня бульвар Жванецкого в пяти минутах ходу - вверх подняться по лестнице :)
    И я писала о нём в блоге, с фотографиями. Жванецкий - это история Одессы, что бы там о нём не говорили москвичи. :)
    А скульптура "Ты одессит, Мишка" - в Литературном музее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я видела фото, где эту скульптуру на улицу вынесли - для солнечных ванн, наверное ;-)

      Удалить
    2. Скульптура находится в САДИКЕ Литературного музея, а не в помещении, как и многие другие изваяния.

      Удалить
  3. Даже не верится, что он такой старенький! Бодрый дядька, тоже люблю его.

    ОтветитьУдалить
  4. С большим удовольствием слушаю Жванецкого!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правда, глыба-человек?

      Удалить
    2. Где-то читала, что его сравнивают с Эверестом в песочнице... Как-то так )))

      Удалить
  5. Его позитивная аура затягивает зрителя!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Жан, вот действительно затягивает! )))

      Удалить
  6. Неужели 80! А мне всё кажется, что Жванецкий остановился в одном возрасте: он выглядит так же, как и бог знает сколько лет назад. Смеяться, правда, мне хочется далеко не всегда...

    ОтветитьУдалить
  7. Обожаю Жванецкого! А он не меняется с годами, только юмор его становится ещё искромётнее и тоньше)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, он как дорогое марочное вино - с каждым годом все лучше...

      Удалить
  8. Знаешь, ты так о нем написала, как он сам о себе не сказал :)
    Тоже обожаю этого дядьку. Пожалуй, он да Познер - сами себе памятники, но живые. То бишь классики. Или нет. А, ерунда, они просто великие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, кто ж о себе может объективно сказать? :-)

      Удалить
  9. Мне очень нравятся некоторые вещи его. Но не все.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, все его вещи (по-моему) и ему самому могут не нравиться )))

      Удалить
  10. Не очень люблю я юмористов наших, под настроение правда..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, Жванецкий - не просто юморист, с Петросяном его не сравнишь...

      Удалить